leg10ner (leg0ner) wrote,
leg10ner
leg0ner

Category:

Это были 90е. Мы одевались как могли.


Давно хотел написать большой пост про моду девяностых годов,  это очень интересный период в истории пост-советских стран — СССР только-только перестал существовать, не стало вездесущей компартии и комсомола, и люди девяностых стали одеваться так, как им хотелось — без риска быть уволенным с предприятия и быть "проработанным по комсомольской линии". Получалось это не всегда удачно, но уж точно всегда запоминалось. Мода девяностых была чем-то похожа на юную девушку, которая впервые начала использовать макияж и только-только постигает все нюансы этого нелегкого искусства — получалось ярко, броско и немного нелепо и наивно).



Одна из задач постсоветской моды девяностых — максимально отличаться
от того, что было раньше. Яркие вещи всевозможных форм и размеров, часто
несочетаемые между собой как бы бросали вызов ушедшей эпохе серых
мышиных пиджаков и одинаковых галстуков. Вторая задача моды девяностых
(касающаяся, в основном, прекрасного пола) — эпатировать советских
тёток. Яркие модницы конца восьмидесятых-начала девяностых сильно
выделялись среди толпы, привлекая в свою сторону внимание мужчин и
гусиное шипение "дам из старой гвардии", десятилетиями одевающихся в
мрачные костюмы советских фабрик.

Итак, в сегдняшнем посте — большой и интересный рассказ про моду девяностых годов.

Для начала немного о том, откуда вообще взялась мода девяностых. СССР,
существовавший до 1991 года, был достаточно закрытой страной, где все
годы существования страны были определенные проблемы с модной одеждой —
советские фабрики таковой практически не шили, в СССР она попадала
главным образом через систему фарцы и была достаточно редкой. Из-за
этого уличные модники весьма сильно выделялись среди общей серой массы,
одно время назывались "стилягами" и нередко имели из-за своего внешнего
вида проблемы с милицией или местным пролетариатом "на районе".

Тем не менее, красиво и ярко одеваться хотелось многим, и это стало
возможным в последние годы СССР, когда "челноки" более-менее легально
начали возить в страну импортную одежду, и эта же мода плавно
перекочевала в девяностые годы. У уличной моды девяностых было несколько
особенностей.

Во-первых — сильное влияние на неё оказывало телевидение (больше, чем
журналы и газеты). Бывшие советские граждане очень хотели быть похожими
на героев заграничных фильмов и сериалов, которые массово стали идти на
экранах ТВ и видеосалонах в начале 1990-х — и очень часто "модные
образы" черпались именно оттуда. Варёные джинсы, майки, заправленные в
брюки, высокие кроссовки на липучках, прически в стиле "техно" — это всё
образы из кино конца восьмидесятых-начала девяностых.



Вторая особенность — очень часто вещи из "моды девяностых" были либо
слишком малы, либо слишком велики владельцу. Происходило это от того,
что в отличие от героев фильмов, у бывших советских граждан не было
возможности перебирать размеры — "фирменная" вещь часто попадала в
страну в 1-2 экземплярах, и приходилось либо "брать что есть", либо
оставаться ни с чем.

Ну и третья особенность — это яркие, часто несочетаемые цвета, формы,
фактуры и стили. Возьмите темные очки-"авиаторы", ярко-красные бусы,
металлические серьги в классическом стиле, какую-нибудь красную блузку,
фиолетовый в клеточку пиджак и кислотно-синие леггинсы — и вы получите
типичный образ модницы из начала девяностых. Для полной картины добавьте
к этому прическу с химической завивкой и высоким начосом, а также яркий
макияж с глубокими тенями)



А теперь о том, какие вещи были популярны и модны в те годы.

1. Цветные лосины, мастерки, джинсовые юбки.




Отличительной чертой женской моды девяностых стали яркие лосины — нечто
вроде колготок, но без нижней "носочной" части, лосины по форме больше
напоминали обтягивающие брюки. Лосины были самых различных цветов и
фактур — ярко-зеленые, фиолетовые, оранжевые, леопардовые и т.д. Чем
ярче — тем лучше. В качестве "верха" к лосинам часто выбиралась
какая-нибудь куртка контрастно-кислотных цветов или спортивная мастерка
от костюма, редко приходящаяся по размеру — обычно из Турции возили
мастерки больших размеров, дабы те не залеживались на прилавках.

Ещё популярной вещью в те годы были женские джинсовые юбки,  некоторые
модели имели внизу резиночку — тоже вполне себе отличительная черта моды
девяностых.

2. Джинсы «мальвины» и «варёнки».



Джинсы, бывшие дорогим дефицитом в СССР (фирменные модели "Монтана"
продавались по 220-250 рублей), стали настоящим бумом в моде
девяностых — в страны бывшего СССР массово хлынули дешевые джинсы, в
которых начал ходить каждый второй, если не каждый первый модник. Самыми
модными джинсами начала девяностых были так называемые "варёнки" —
обычные темно-синие джинсы по специальной технологии вываривались в
горячей воде, отчего приобретали этакую "мраморную" структуру и светлый
цвет разных оттенков — от темно-голубого до почти белого.

Самой популярной моделью варёных джинсов девяностых стали, пожалуй,
джинсы фирмы "Mawin", называемые в народе также "мальвинами". Джинсы
шились в Пакистане, имели узнаваемую вышивку красно-зеленого цвета на
правом заднем кармане, а также контрастную черно-белую кожаную лейбу в
том месте, где продевался ремень. Если джинсы носили с ремнем — то
ремень обязательно продевали под лейбу, а майку заправляли внутрь —
чтобы все видели, что это фирменные джинсы)

Помимо заводских моделей, "варёнки" могли также изготавливаться и в
домашних условиях — существовало несколько рецептов получения такого
оттенка. Кажется, синие джинсы нужно было час или два варить на
медленном огне в большом баке с добавлением убойного советского
отбеливателя, а потом ещё каким-то особым образом отжимать. Ещё были
очень популярны "варёные" куртки — часто они были всесезонными, с
подстегивающейся теплой подкладкой и отстегивающимися рукавами. Такую
куртку можно было носить буквально круглый год — получая из одной вещи
то теплую зимнюю куртку, то легкую летнюю жилетку.

3. Спортивные костюмы у мужчин и женщин.



Настоящим писком моды девяностых стали спортивные костюмы — причём
носили их как мужчины, так и женщины. Спортивные костюмы были чаще всего
свободного широкого кроя и невообразимых кислотных оттенков (на фото
выше — ещё относительно спокойный вариант). Костюмы были особенно
популярны среди "братков", рекетиров и уличных торговцев — такая одежда
была удобной для ношения целый день, не стесняла движений и выглядела
"модно и приблатнённо".

Особым шиком считалось, если костюм имеет "фирменный" лейбл — ценились
костюмы от Adidas, Reebok и Puma (последнюю в разговорной речи часто
именовали "Рита" из-за схожести написания). Встречались также
китайско-турецкие подделки с вышивкой вроде "Abibas" — не помню
отношения к таким костюмам, кажется никто особо не вчитывался.

Ещё в девяностые появилась манера (ныне считающаяся совершенно дикой)
носить спортивные костюмы с классическими остроносыми туфлями (чаще
всего черного цвета) — на фото как раз такой вариант. Это не считалось
модным, а было скорее вынужденной мерой — достать хорошие кроссовки либо
кеды было возможно далеко не всегда.

4. Свитера с вышивкой «BOYS».



Очень яркая и узнаваемая модная вещь из девяностых — мужские свитера с
вышивкой. Те, кто рассказывает, что такие свитера "получали в девяностые
в подарок от бабушки" — абсолютно не в теме, несмотря на довольно
винтажный вид — свитера с вышивкой были ультра-модной вещью, привозимой
из-за границы.

Такие свитера ткались из плотной шерстяной (немного колючей) ткани, а их
дизайн всегда имел одну стуктуру — вверху и внизу были геометрические
узоры, а в районе живота была однотонная полоска (чаще белая) с
вышивкой. Абсолютным лидером продаж был свитер с вышивкой "BOYS" — на
фото выше представлены аж три варианта такого свитера. На втором месте
по популярности был летящий орёл — видимо, из-за сходства с "фирмовым"
орлом "Montana".

Свитера с вышивкой вышли из моды так же быстро, как и вошли — уже во второй половине девяностых их практически никто не носил.

5. Кожаные куртки-«косухи» и пуховики.


Кожаные куртки в "техно-стиле" были очень популярны в девяностые годы —
думаю, свою роль тут сыграл фильм "Терминатор-2", популярность группы
"Депеш мод" и зарождающаяся популярность металл-движения. Кожанки возили
чаще всего из Турции — причем иногда за куртки из натуральной кожи
пытались выдать куртки из кожзаменителя.

У покупателей на рынке существовало несколько способов проверки
"натуральности товара" — во-первых, незаметный участок куртки можно было
чуть подпалить зажигалкой — кожа не должна была гореть, тогда как
заменитель начинал плавиться. Второй способ — это подпороть уголок
куртки и посмотреть на изнанку материала — на обратной стороне
натуральной кожи должна быть замша, тогда как у дерматина там будет
ткань. Ну и третий способ — если натуральную кожу слегка натянуть на
большой палец и посмотреть на свет — то будут заметны точечки-поры,
тогда как кожзам будет похож на однородную пленку.

"Пуховиками" называли большие и по большей части бесформенные зимние
куртки, набитые пером и пухом. Пуховики тоже возили из других стран — к
примеру, у нас в семье за ними однажды ездили в Вильнюс. Пуховики
девяностых были очень непрактичными — из-за того, что вещь не была
прошита должным образом, после сезона-двух ношения весь пух сбивался в
нижнюю часть пуховика, оголяя плечи и грудь. После стирки такие пуховики
чаще всего превращались в бесформенное нечто и выбрасывались.

6. Необычные пиджаки.



Ещё один очень узнаваемый модный "артефакт эпохи девяностых" — это
пиджаки всяких невообразимых, "несоветских" фасонов и стилей. У женщин
стали популярны разноцветные пиджаки с широкими подложенными ватными
плечиками — сейчас это смотрится странно, а тогда было весьма модно.
Женские пиджаки были разной длины и фасонов, шились чаще всего из
шерстяной ткани.

У мужчин стали популярны так называемые "двубортные" пиджаки с широким
отложным воротником, причем разрез на воротнике должен был представлять
собой узкую линию (как на фото выше), а не "галочку", как в пиджаках
старых фасонов. Года два или три были популярны малиновые пиджаки —
существует легенда, якобы причиной популяризации малинового пиджака стал
Сергей Мавроди, зачитавший 31 декабря 1993 года новогоднее обращение к
народу именно в малиновом пиджаке, но насколько я помню — такие пиджаки
появились года за два или три до того в игре "Что, Где, Когда?" в
качестве "пиджаков магистров". Так что сложно сказать, что именно
послужило причиной их популярности.


7. Детская мода. Кепки, электронные часы и джинсы с булавками.



У детей девяностых тоже была своя мода — модными считались яркие
мастерки от спортивных костюмов вроде "Reebok" или "Puma", причем часто
их носили отдельно от комплекта — с обычными брюками либо джинсами.

Одно время очень популярны были кепки "USA California" — темно-синих,
ярко-синих, черных и (позже) камуфляжных цветов, у меня такая была.
Козырек в кепке должнен был быть обязательно согнут лично владельцем —
вариант с прямым козырьком (как на фото выше) считался "лоховским".
Правильный изгиб делался так — козырек зажимался между ладоней, после
чего надо было двигать ладонями вверх-вниз, постепенно усиливая давление
к центру. Главным тут было не переборщить — при большем, чем это было
нужно, усилии пластиковое основание козырька ломалось, и обладатель
такой "поломаной кепки" считался ещё большим лохом, чем тот, у кого
козырек был прямым.

Модными считались и темные очки в пластиковой оправе — особым шиком
считалось не снимать фирменную наклейку из уголка стекла. Ещё в начале
девяностых были очень модными электронные часы с браслетом — "Casio"
либо "Электроника". У меня был самый крутой вариант "Электроники" — с
секундомером, таймером, будильником, каким-то там календарём и
подсветкой экрана, которая срабатывала от нажатия на верхнюю левую
кнопку.

Во второй половине девяностых модными стали майки и байки с принтами
"Nirvana" и "Metallica", а также исписанные шариковой ручкой и увешанные
английскими булавками джинсы с стиле "гранж" — у меня такие были, на
джинсы я извел две упаковки булавок и лично выводил на них шариковой
ручкой надписи "Nirvana" и "Kurt D. Cobain (1967-1994)". А ещё крутыми и
модными аксессуарами считались медальоны "Анархия" и значки с всё той
же группой "Nirvana".


Максим МИРОВИЧ





http://uainfo.org






Tags: история
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments