leg10ner (leg0ner) wrote,
leg10ner
leg0ner

Categories:

"СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА" И ПРОБЛЕМЫ ИНИЦИАЦИИ


"Снежная Королева" - не гуманистическая моралистская сказочка (как думают профаны), но история инициации главного героя. Из тёплого обывательского мирка - через nigredo и albedo - в rubedo. С Земли - по Воде - сквозь Огонь - в Небеса.


"Снежная Королева" - не гуманистическая моралистская сказочка (как думают профаны), но история инициации главного героя. Из тёплого обывательского мирка - через nigredo и albedo - в rubedo. С Земли - по Воде - сквозь Огонь - в Небеса.
           Все признаки различных стадий инициации на лицо. Нет лишь одного - получение инициатического имени по выходу из nigredo. Но и это - не упущение автора. Имя главному герою провиденциально дано заранее. Его инициация записана в вечности задолго до его рождения, она предопределена его неслучайным именем - Кай. Руна "Ка" - человек с поднятыми руками, подбрасывающий вверх солнце символ воскресшего из мёртвых (незнающих, профанов), инициированного, возродившегося к весенней жизни, к Новому циклу; архетип адепта, "нового человека". Соединение звуков "К" (год, Бог, воскресение, восходящий Сын Божий) и "А" (первый крик новорождённого).
           Так же непросты и имена других героев. Герда - Erde - Земля (Гера, Earth) - архетип материи, низкого женского начала. Снежная Королева - Снегурочка - Белая Дама, рождающая свыше адепта, "нового человека", Новый Год. Это - высшее женское начало, символ изначального Полярного матриархата. За Кая, Героя, как в античных мифах и рыцарских преданиях борются две женщины - любовь Небесная и Земная, высшее служение и мещанское счастье.
           Интересна предыстория сказки. Тролль и его подручные - бесы (уж не Сатана ли и падшие ангелы?!) с поднебесья (ещё примета) разбрасывают на Землю куски магического зеркала. Известно, что простое, земное, физическое зеркало выполняет в Традиции многие негативные функции. Не таково метафизическое, духовное зеркало, сткляница души, служащее для различение духов. Процесс разбрасывания его кусков напоминает эманацию, разлитие сефиротов в Каббале, проникновение Нетварного в Тварное, сошествие и разделение Духа Святого на множество языков пламени. Это зеркало попадает в обычные, обывательские, земные, тёплые, тварные глаза и сердца, трансформируя их. Преображая их в умные очи и светильник-сердце. Словно при Крещении, когда в сердце крещаемого нисходит Святой Дух, Нетварный зародыш будущего Обожения.
           Причём тогда здесь Сатана и бесы?! Падший ангел утверждал, что не является онтологически подчинённым Богу, то есть выступал за "врождённое Обожение". Но за Обожение человека - только не за "врождённое", а "приобретённое" выступает и сам Христос: "Побеждающему дам звезду утреннюю", то есть денницу, Люцифера, символ божественного достоинства - но только побеждающему. В истинном Православии инициация легальна, догматически оправдана и даже онтологически необходима: без постоянного духовного роста человек возводит хулу на Святого Духа и не имеет права называться Чадом Божиим.
           Но Андерсен был сыном Западной Христианской цивилизации, основанной на католичестве и протестантизме, которым неведомо Обожение. Человек, желающий выйти за онтологические пределы своего узкочеловеческого существования вынужден обращаться к дохристианским или нехристианским (или псевдохристианским) эзотерическим традициям. Конечно, все эзотерические практики по совершенствованию человека сходны, так как имеют корни в единой Примордиальной Традиции. Но на Западе использование их хотя бы подсознательно несёт ощущение незаконности, нелегитимности, "прелести", риска. Так как такая система не отвечает креационистскому "Западному Христианству", то понятно, что покровителем инициируемого вполне мог считаться Сатана как первый в мире эзотерик. Сатана-эзотерик противопоставляется Богу-Творцу или Демиургу-эзотерику. Поэтому так "просатаничны" убеждения тамплиеров и гностиков, романтиков и кроулианцев, алхимиков и оккультистов.Из Atalanta Fugiens (embleme XVII)
           Постепенно сердце превращается в кусок льда, и сам Герой замерзает, заледеневает. Не похоже ли это на очищение от чувств и страстей, от всего временного и изменяющегося и на формирование Нетварной Троицы в сердце подвижника и его нетварной Плоти-Души-Духа?! "О, если бы ты был холоден или горяч!" - обращается Спаситель к Ангелу, ко всем нам перед лицом Конца Света. Спасителен и холод, и жара - но не тепло. Кай должен был стать холодным. Герда же - земля, тварная материя, женская природа - тёплая, пухлая, орешками откормленная. Но не просто земля, неочищенная, реальная, вторичная материя; а чистый архетип материи, её идея, первичная матрица - материя, время, количество, актуальность.
           Путь Кая - путь Левой руки, инициация. В начале - жизнь в лоне материи, с землёй наравне. Но вот в него попадают осколки зеркала - и он теряет измерение плоти, тяготится миром сим. Его глаза открываются, он больше не раб мещанских тёплых иллюзий. Он видит безобразие мира сего и мучается в нём. Его теперь привлекает абстрактное, надвременное, надисторическое - абсолютно правильная, как архетип, симметрия снежинок. Это интересное противопоставление: цветы Герды и снежинки Кая. Природа живая, органическая, биосфера - и геосфера, природа вечная, неорганическая, пространственная, неподвластная времени, преходящему Хаосу. Снежинки символизируют собой наличие Высшего Порядка, Творца, Закона, Вечности. В отличии от цветов они бессмертны, так как не живые - в них нет Хаоса, женского начала. Они тают, превращаясь в бесформенную воду под воздействием тепла, становятся паром под воздействием жара, но, замерзая, вновь обретают извечную форму. Лёд холоден как снежинки, но бесформен как вода, это - растаявший снег, не прошедший инициацию жаром. Не случайно снежинки в огромных количествах сторожат замок Снежной (а не ледяной!) Королевы на морозном полюсе.
           (Органическая химия - суть Хаос, она и могла развиться лишь в конце XIX века, с закатом Рационализма, с наступлением эры спиритизма и египетского масонства с его "зелёной, вечно выживающей материей". Неорганическая химия - неслучайное до абсолюта явление - обратима, так как вечна, не жива и смерти не ведает. Органическая - обратима, так как жива и знает смерть).
           Кай больше не гуманист - для него нет чувств, чисто человеческого порядка (как извращённого Высшего или нововведённого), родственных отношений, морали и т.д. Какие могут быть родственники, когда он уже родился свыше! Он - скептик, циник, фашист, кроулианец, дервиш, юродивый, францисканец, фрикптюч. Он знает Истинный порядок. Как в их эзотерической практике, он передразнивает носителей чисто человеческого порядка, закона, иерархии бабушку (опять женское начало, прародительница, мать-земля!), Герду с её хаотическими цветами земной любви.
           Дело происходит зимой - холодный бесчувственный Кай предпочитает игру с мальчишками (т.е. мужчинами) в снегу - тёплому сидению дома (дом - начальная и конечная точка Года, подземное укрытие Солнца, матерь-земля, в которой хранятся семена. "Зажилась я. Пора бы и домой", - говорят старушки) с женщиной-землёй.
           И - через странный прыжок через белую пустыню (вспомни теоретиков Маринетти и Летова, практиков Башлачёва и Сорина) - он оказывается на Полюсе, в Асгарде, в Гиперборее. Он - человек Ночи: полярным днём спит, а полярной ночью безмысленно созерцает в странной, невыразимой любви и восхищении Снежную Королеву (чем не практика афонских исихастов?!). Он уже весь преобразился, заледенел. Его уже больше не волнуют земные временные мирские заботы, наслаждения, проблемы.
           Он занят тем, что собирает из подвластных вечному порядку льдин слово "Вечность". Тогда он станет сам себе господин, человек-бог, атман есть брахман. Он разгадает вечный порядок Бытия, овладеет его секретом, обретёт бессмертие. Снежинки знают этот Закон, оттого они и бессмертны. Сложив это слово, Кай получит коньки, как символ своего превосходства над льдом. Он будет господином над теми, кто знает закон, Королём Мира. Он обретёт власть над всем тварным миром.
           В замке Снежной Королевы он живёт во вневременном пространстве, в абсолютной вечности, в пустоте, которая не ведает времени. В центре зала, вечности - на Полюсе, в сердце Земли - зеркало магическое, ледяное, видимо то же, что и в Кае, но целое. Частное вернулось к Целому. В центре горячих языческих культов был жаркий, как Адский котёл, костёр, пламя, огонь - жертвенник иному, пусть едино- или не едино-сущному Богу. Здесь инициируемый готовится стать сам богом - и потому в центре холодное, как Рай, зеркало. Чтобы соответствовать вневременному, нечеловеческому, как идея, как Архетип, залу Снежной Королевы, Кай должен окончательно перестать быть человеком, потерять остатки своей тварной, временной сущности, обрести Вечность.Из Atalanta Fugiens (embleme XXVI)
           Суждено ли было этому случиться?! По Андерсену получается, что, встретившись с Гердой, Кай понял Закон, а его инициация получила логическое завершение. Можно понимать это так:
           Кай находился в чертогах Снежной Королевы на правах Снежинок, то есть служителей Закона. Хоть и вневременное пространство у Снежной Королевы, а всё же пространственное - черта, чертоги, чёрт-запинатель. Свободы здесь нет - если под свободой понимать свободу на проявление и даже на наличие чисто человеческих чувств и желаний. Антигуманизм, отсутствие всяких прав на временное перед лицом Вечности. Зато - полное право на Вечность, возможность Проявления и Непроявления.
           Кай же по замыслу должен был не просто подчиниться, как Снежинки, - он должен был осмыслить Закон, понять его, стать вольным в выборе исполнять его или нет. Получить не только возможность Проявления и Непроявления, но и невозможность Проявления и Непроявления,то есть полный Абсолют. Слившись вместе, Кай (получивший возможность проявления и непроявления) и Герда (изначальная невозможность проявления и непроявления) образовали Абсолют, андрогинат, Вечность. Дух материализовался, а материя обожилась. В этот момент умер чёрный ворон - гниение: они стали бессмертны. Стены раздвинулись. Монах вернулся из монастыря в мир - но он уже не прежний неофит, он уже может и не быть таким как был до этого. А может и быть - если захочет. Он может хотеть и не хотеть, мочь и не мочь. Он может жить в монастыре - а может и уйти. Он постиг полную возможность Проявления и Непроявления.
           Не Герда победила Снежную Королеву и освободила Кая. Кай сам - дополнившись Гердой - постиг всевозможность Бытия, Абсолют. Весной "и тогда я скажу не тая: всевозможные мы - это я" (А. Семёнов). Он вернулся в мир, чтобы его обожить. Скорее, Кай победил, превозмог, превзошёл, преступил Снежную Королеву, стал выше, сильнее и богачее её. Прыгнул выше Луны - Обряда. А раз так инициация завершилась успешно.
           Конечно, ещё многое можно было бы заметить в этой непростой сказке. И символизм роз. И безуспешный поиск Гердой Кая в Царстве мёртвых, такой обычный в сказках и мифах разных народов. И символизм старушек-посредниц и башмачков-путеводителей. И Северного Оленя, чья рогатая руна "Ил" почти тождественна руне "Ка" и тоже символизирует наступление Нового Года. Да мало ли чего. Но всё это - тема дальнейших исследований.

http://www.vekovka.h1.ru/bv/bv23/23snej.htm
Tags: Андерсен, Снежная королева
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment